На пути формирования осознанного выбора: Свобода или зависимость 25.12.2016

Гимназия № 1512 – площадка общегородского уровня в решении актуальных вопросов современности: формирование пути осознанного выбора подрастающего поколения. От ПАВ до увлечения виртуальной реальностью: мы ищем и находим пути продуктивного диалога с подростком.

Зависимость. Согласно определению медицинского термина зависимость есть навязчивое употребление некоторых веществ или участие в определенной деятельности.

Подросток XXI века – это абсолютная категория группы риска. Употребление ПАВ, табакокурение и алкоголь, фанатизм во всех его проявлениях, а также виртуальная зависимость – вот основной, однако далеко не полный перечень пагубных увлечений.

Организм, выражаясь современным языком, «запрограммирован» на включение компенсаторной функции: зависимость есть следствие. Отсутствие успешной социализации и самореализации личности искажает позиционирование себя в обществе, что проявляется в выбросе скрытых импульсов в виртуальную реальность: будь то измененное состояние психики после употребления психотропных веществ или паутина социальных сетей, бегство от реальности.

Успешность образовательно-воспитательного процесса невозможна без разграничения понятий осознанного и неосознанного выбора. Устойчивый успех возможен лишь в ситуации полноценного сотрудничества школы, системы здравоохранения и института семьи.

Социально-психологическое направление в работе образовательного учреждения – запрос времени, и каждая школа ищет уникальный путь в решении главного вопроса современности: осознание зависимости и развитие ответственности.

Гимназия № 1512 отмечена преемственностью в работе служб, обеспечивающих непрерывное сопровождение учащихся всех ступеней обучения. Однако наша целевая аудитория – пубертат, подверженный риску различных опасностей от глобальной сети до увлечения психоактивными и наркотическими веществами. В компетенции работы службы – обеспечение программы тренингов, направленных на предупреждение зависимого поведения.

Успех работы любой службы есть профессионализм ее сотрудников. Сформировать у подростков осознание необходимости нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор как неотъемлемое условие предупреждения ПАВ – цель программы, разработанной педагогом-психологом службы Глотовой Екатериной Анатольевной.

Актуализировать понятие «ответственности за себя» и «зависимости», определить направление в поиске альтернативных путей выхода из проблемных ситуаций, научиться анализировать самосознание в столкновении с ситуацией зависимости – вот те основные задачи, которые решает педагог в работе с целевой возрастной группой.

Реализуя прохождение через систему упражнений, таких как мозговой штурм и групповая дискуссия, ассоциативная игра и анализ образных нравоучений «группа риска» выстраивает «лестницу ответственности» за свою жизнь. Расставить свои приоритеты и осознать причины специфических и неспецифических видов зависимости, найти альтернативные пути ухода от невроза – в ходе работы контрольная группа проживает изменение восприятия картины мира: на смену «туману в голове» приходит «чистое сознание». Подростки осознанно расставляют для себя систему приоритетов, получая удовлетворение от тренингов. «Подобные уроки необходимо проводить регулярно, тогда достигается наибольший результат», - заключает разработчик программы тренингов Глотова Е.А.

Социально-психологическая служба Гимназии № 1512 планомерно идет к устойчивому результату. По словам руководителя ГБОУ Гимназии № 1512 Комзолова Павла Вячеславовича, благодаря службе в Гимназии № 1512 «создается среда, в которой каждый ребенок успешен».

Работа социально-психологической службы отмечена общегородским проектом «Пресса в образовании» редакции газеты «Вечерняя Москва».Гимназический приоритет в работе наших педагогов-психологов – здоровое поколение России.

Ссылка на электронную версию газеты

автор статьи: рук. Пресс-Центра Кобылинская Мария Анатольевна по материалам, предоставленным социально-психологической службой ГБОУ Гимназии № 1512.