ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ 26.01.2018

Существует несколько критериев, позволяющих определить насколько дети 6-7 лет готовы к обучению в школе. Раскрывая содержание каждого компонента готовности к школе, родители могут их «примерить» к своему ребенку и решить, на что надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ребенок был успешен в школе.

1. Социально-психологическая готовность к школе:

Наличие учебной мотивации:

  • ребенок хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения,
  • проявляет выраженный интерес к получению знаний.

Наличие социальной позиции школьника:

  • ребенок должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.

Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп. Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями). В более широком понимании социальная зрелость – это способность ребенка выполнять социальную роль школьника.

В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

2. Интеллектуальная готовность:

Развитие образного и словесно-логического мышления:

  • способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении,
  • умение объединять предметы в группы по общим существенным признакам,
  • умение устанавливать логические связи между предметами и явлениями.

Развитие произвольного внимания: способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут.

Умение понять инструкцию и четко следовать ей при выполнении задания.

В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются:

  • наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности,
  • развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.),
  • сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка).

Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.

3. Психофизиологическая готовность:

Развитие мелких мышц руки:

  • ребенок уверенно владеет ножницами и карандашом.

Пространственная ориентация, координация движений:

  • умение правильно определять выше-ниже, больше-меньше, вперед-назад, слева-справа.

Координация в системе глаз-рука:

  • ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ-узор, зрительно воспринимаемый на расстоянии.

Если что-то ещё пока развито недостаточно, ещё есть время наверстать упущенное. Во-первых, нужно задаться вопросом «почему так получилось?», т.е. какова причина школьной незрелости? Во-вторых, наметить конкретные действия по ликвидации проблем.

Причинами школьной незрелости могут быть:

  1. Недостатки в воспитательной среде (необходимы: систематические занятия с ребенком).
  2. Недостатки соматического развития ребенка. Болезненные дети менее устойчивы к различным нагрузкам, быстрее устают, утомляются. (Необходима: консультация с врачом и лечение ребенка).
  3. Пренатальное или раннее постнатальное повреждение центральной нервной системы. (Необходима: консультация у невропатолога и лечение, а также сотрудничество с педагогом, психологом в сопровождении ребенка в 1 классе особенно).
  4. Не забывайте о том, что дети должны много и с интересом играть.
  5. Недоигравший первоклассник чаще всего к учёбе относится, как к игре: «хочу – делаю, хочу - нет».

Источник: schoolng.narod.ru