Существует несколько критериев, позволяющих определить насколько дети 6-7 лет готовы к обучению в школе. Раскрывая содержание каждого компонента готовности к школе, родители могут их «примерить» к своему ребенку и решить, на что надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ребенок был успешен в школе.
1. Социально-психологическая готовность к школе:
Наличие учебной мотивации:
Наличие социальной позиции школьника:
Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп. Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями). В более широком понимании социальная зрелость – это способность ребенка выполнять социальную роль школьника.
В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
2. Интеллектуальная готовность:
Развитие образного и словесно-логического мышления:
Развитие произвольного внимания: способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут.
Умение понять инструкцию и четко следовать ей при выполнении задания.
В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются:
Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.
3. Психофизиологическая готовность:
Развитие мелких мышц руки:
Пространственная ориентация, координация движений:
Координация в системе глаз-рука:
Если что-то ещё пока развито недостаточно, ещё есть время наверстать упущенное. Во-первых, нужно задаться вопросом «почему так получилось?», т.е. какова причина школьной незрелости? Во-вторых, наметить конкретные действия по ликвидации проблем.
Причинами школьной незрелости могут быть:
Источник: schoolng.narod.ru