Участник рейтинга 500 лучших школ России 2017
Участник проекта "Кадетский класс в московской школе"
Рейтинг вклада школ в качественное образование московских школьников по итогам 2017 / 2018 учебного года
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2013
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2014
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2015
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2016
Восточный административный округ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

Существует несколько критериев, позволяющих определить насколько дети 6-7 лет готовы к обучению в школе. Раскрывая содержание каждого компонента готовности к школе, родители могут их «примерить» к своему ребенку и решить, на что надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ребенок был успешен в школе.

1. Социально-психологическая готовность к школе:

Наличие учебной мотивации:

  • ребенок хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения,
  • проявляет выраженный интерес к получению знаний.

Наличие социальной позиции школьника:

  • ребенок должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.

Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп. Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями). В более широком понимании социальная зрелость – это способность ребенка выполнять социальную роль школьника.

В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

2. Интеллектуальная готовность:

Развитие образного и словесно-логического мышления:

  • способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении,
  • умение объединять предметы в группы по общим существенным признакам,
  • умение устанавливать логические связи между предметами и явлениями.

Развитие произвольного внимания: способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут.

Умение понять инструкцию и четко следовать ей при выполнении задания.

В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются:

  • наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности,
  • развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.),
  • сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка).

Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.

3. Психофизиологическая готовность:

Развитие мелких мышц руки:

  • ребенок уверенно владеет ножницами и карандашом.

Пространственная ориентация, координация движений:

  • умение правильно определять выше-ниже, больше-меньше, вперед-назад, слева-справа.

Координация в системе глаз-рука:

  • ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ-узор, зрительно воспринимаемый на расстоянии.

Если что-то ещё пока развито недостаточно, ещё есть время наверстать упущенное. Во-первых, нужно задаться вопросом «почему так получилось?», т.е. какова причина школьной незрелости? Во-вторых, наметить конкретные действия по ликвидации проблем.

Причинами школьной незрелости могут быть:

  1. Недостатки в воспитательной среде (необходимы: систематические занятия с ребенком).
  2. Недостатки соматического развития ребенка. Болезненные дети менее устойчивы к различным нагрузкам, быстрее устают, утомляются. (Необходима: консультация с врачом и лечение ребенка).
  3. Пренатальное или раннее постнатальное повреждение центральной нервной системы. (Необходима: консультация у невропатолога и лечение, а также сотрудничество с педагогом, психологом в сопровождении ребенка в 1 классе особенно).
  4. Не забывайте о том, что дети должны много и с интересом играть.
  5. Недоигравший первоклассник чаще всего к учёбе относится, как к игре: «хочу – делаю, хочу - нет».

Источник: schoolng.narod.ru